AlexandrB писал(а):Мне не очень ясна разница, если она есть, некоторых понятий, которыми пользуются при обсуждении самоисследования. Понятия можно практиками назвать, такие как наблюдение, Я есть, осознание мысли Я. В наблюдении есть наблюдаемое, наблюдатель, процесс наблюдения (то есть в практике могут осознаваться эти вещи, но ведь субъект-наблюдатель - тоже Я). В практике Я есть - пребывание в знании своего факта существования, т.е. просто осознание безмолвного пространства (вместо пребывания можно еще пытаться понять, а как это, я есть?, что есть?, что происходит?). Это "Я есть", как говорят, основа чего бы то ни было и дверь. А есть вопрошание или внутреннее озвучивание мысли Я или Я есть (корня ума), и ищется источник этой мысли, что приводит к освобождению при внимательности в таком деле. Поскольку это все немного похоже, непонятно, разные ли это "практики"?
Я понятия не имею, о каких практиках идёт речь! Очевидно, ты наслушался и начитался разных мастеров, по-разному использующих эти понятия и теперь у тебя от всего этого каша. Это не моя забота разбираться в этой каше. Я даже не знаю чем тут можно помочь, там слишком много всего перемешано. Проще всё это разом выкинуть на помойку, т.е. освободиться от всего этого разом, осознав это как одно большое непонимание. После чего продолжить духовный поиск, определившись с главными ориентирами.
Единственно верная, на мой взгляд, рекомендация в данной ситуации – это выбрать для себя одного учителя - наставника и точно следовать всем его наставлениям и рекомендациям. По ходу своих наставлений он будет использовать разные термины и понятия, и если они тебе будут чем-то непонятны, ты у него их и уточняй. Тогда никакой путаницы в понятиях не будет. А разбираться со всеми понятиями, накопившимися в твоём уме за время духовных исканий нет никакой возможности.
Вообще, это очень распространённое заблуждение - ходить по разным мастерам и набираться у них всего, что только можно. Мол, с миру по нитке - нищему на рубашку. Это неверный подход! Разные мастера по-разному обучают. Более того, эти мастера из разных школ и разных традиций, и потому используют в своём обучении какие-то свои словесные обороты, выражения и понятия. И хотя словесные обороты, определяющие названия этих понятий схожие, но отражают порой совершенно разные явления. Таким образом, слушая одни и те же выражения но, не зная их значения в данном конкретном случае, непонимания не избежать. Именно поэтому не нужно бегать по разным мастерам в надежде поскорее получить просветление или понимание, думая, что очередной мастер может оказаться лучше предыдущего и скорее приведёт тебя к желанной цели. Это пустая трата времени, которого итак не много, ведь неизвестно, сколько ещё осталось жить, жизнь ведь имеет свои ограничения.
Поэтому, мой вам совет (всем, кто бегает по разным мастерам в поисках скорейшего просветления) – не бегайте по мастерам, не ищите лучшего, безгрешного, или более мастеровитого, у всех мастеров свои особенности, которые будут вас напрягать в тех или иных ситуациях. Тут подход должен быть таким, как в случае с родителями, которых не выбирают. Каких родителей Бог дал (или судьба определила), таким и надо радоваться – Господу видней!
Духовный наставник – это такой же родитель, только в духовном плане, в плане вашего духовного становления, поэтому и отношения к нему должны быть такими же близкими и доверительными (а чаще всего и более доверительными), как с родителями. Если у вас не будет полного доверия к своему духовному наставнику, то ни о каком понимании не может быть и речи. Самому, без помощи наставника к пониманию прийти практически невозможно.
Наставников может быть несколько (младшие, старшие, более опытные, мене опытные), все они должны быть из одного направления. Но главный наставник должен быть один. Таким наставником является, как правило, старший в данном направлении, видящий, понимающий, действительно реализованный мастер. К нему у вас должно быть абсолютное доверие. И если вам вдруг покажется, что он чего-то не понимает, то это означает лишь то, что вы сами не понимаете его. Именно из этого и нужно всегда исходить. Так, следуя наставлениям своего духовного наставника, вы скорее, и с большей вероятностью, придёте к истинному пониманию, нежели будете бегать по разным мастерам, кусками нахватывая у них разные понятия, подходы и практики, создавая, таким образом, большее непонимание.