Понятие русского народного целительства
Добавлено: 22 июл 2005 01:41
Евгений Багаев
Главы из книги
Основы Русского Народного Целительства
Введение
Понятие целительства
Многие воспринимают целительство как лечение различных заболеваний с помощью методов народной медицины, в первую очередь травами, заговорами или какими-то магическими действиями.
Конечно, целительство во многом связано с лечением, но это не лечение. Лечение болезней в народе называли лекарством. А тех, кто этим занимался – лекарями. Средства же, используемые при лечении, называли лекарствами. А сильно поврежденных какой-то болезнью людей – калеками. Основой всех этих слов является корень «лек».
Слово целительство происходит от другого корня, а значит, несет в себе другой смысл.
Основу слова целительство составляет корень «цел» или «цель», что значит целый, цельный. И, значит, целительство – это создание целого или достижение целого. Иначе говоря, это действия, направленные на обретение или достижение целостности.
Конечно, для того, чтобы сделать человека цельным, а вернее, помочь ему стать цельным, надо его сначала вылечить от всех его заболеваний.
Поэтому целительство очень часто связано с лекарством. Можно даже сказать, что лекарство является одним из проявлений целительства, его неотъемлемой частью. Отсюда следует, что лекарь не обязательно может быть целителем, а вот целитель обязательно должен быть хорошим лекарем. Т.е. целительство является гораздо большей наукой, чем лекарство.
Когда я говорю наукой, то подразумеваю под этим не науку как сообщество ученых, а как свод определенных знаний и опыта, о котором говориться в русских сказках: «И учеба эта ему в наук пошла».
Целительство является народной наукой, в основе которой лежит народное мировоззрение об устройстве мира и человека.
Человек всегда живет в мире, с которым ему постоянно приходится взаимодействовать. И от этого взаимодействия зависит и то, как он живет, сколько живет, и то, как он себя чувствует, и кем себя ощущает.
Человека нельзя рассматривать как нечто отдельное от всего, что его окружает, поскольку он тесно связан со всем этим окружением. Можно даже сказать, что человек вплетен во все, что его окружает, в окружающий его мир, невидимыми связями. Точно так же и мир вплетен в человека.
Миром в народе называется и Мир природы, и Мир общества. «Собрались всем миром», - говорили раньше о сборе деревенской общины. Мир природы и Мир общества присутствует в человеке в виде Образа мира и образов взаимодействия с ним.
От этого взаимодействия зависит и жизнь человека, и его здоровье. В этой книге я не буду подробно описывать устройство Мира (общества) и Образ мира, это не входит в задачу этой книги. Я лишь коротко опишу их, для того, чтобы у вас сложилось определенное представление о русском народном мировоззрении, о видении мира, которое является основой русского народного целительства, и тогда, когда об этом пойдет речь. Более подробно об образе мира можно узнать из книг А.Андреева «Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии», и «Магия и культура в науке управления».
В этой книге я хочу описать свое понимание целительства, которое сложилось у меня в результате многолетней учебы у различных народных целителей и знахарей и своего, опыта работы народным целителем.
Главы из книги
Основы Русского Народного Целительства
Введение
Понятие целительства
Многие воспринимают целительство как лечение различных заболеваний с помощью методов народной медицины, в первую очередь травами, заговорами или какими-то магическими действиями.
Конечно, целительство во многом связано с лечением, но это не лечение. Лечение болезней в народе называли лекарством. А тех, кто этим занимался – лекарями. Средства же, используемые при лечении, называли лекарствами. А сильно поврежденных какой-то болезнью людей – калеками. Основой всех этих слов является корень «лек».
Слово целительство происходит от другого корня, а значит, несет в себе другой смысл.
Основу слова целительство составляет корень «цел» или «цель», что значит целый, цельный. И, значит, целительство – это создание целого или достижение целого. Иначе говоря, это действия, направленные на обретение или достижение целостности.
Конечно, для того, чтобы сделать человека цельным, а вернее, помочь ему стать цельным, надо его сначала вылечить от всех его заболеваний.
Поэтому целительство очень часто связано с лекарством. Можно даже сказать, что лекарство является одним из проявлений целительства, его неотъемлемой частью. Отсюда следует, что лекарь не обязательно может быть целителем, а вот целитель обязательно должен быть хорошим лекарем. Т.е. целительство является гораздо большей наукой, чем лекарство.
Когда я говорю наукой, то подразумеваю под этим не науку как сообщество ученых, а как свод определенных знаний и опыта, о котором говориться в русских сказках: «И учеба эта ему в наук пошла».
Целительство является народной наукой, в основе которой лежит народное мировоззрение об устройстве мира и человека.
Человек всегда живет в мире, с которым ему постоянно приходится взаимодействовать. И от этого взаимодействия зависит и то, как он живет, сколько живет, и то, как он себя чувствует, и кем себя ощущает.
Человека нельзя рассматривать как нечто отдельное от всего, что его окружает, поскольку он тесно связан со всем этим окружением. Можно даже сказать, что человек вплетен во все, что его окружает, в окружающий его мир, невидимыми связями. Точно так же и мир вплетен в человека.
Миром в народе называется и Мир природы, и Мир общества. «Собрались всем миром», - говорили раньше о сборе деревенской общины. Мир природы и Мир общества присутствует в человеке в виде Образа мира и образов взаимодействия с ним.
От этого взаимодействия зависит и жизнь человека, и его здоровье. В этой книге я не буду подробно описывать устройство Мира (общества) и Образ мира, это не входит в задачу этой книги. Я лишь коротко опишу их, для того, чтобы у вас сложилось определенное представление о русском народном мировоззрении, о видении мира, которое является основой русского народного целительства, и тогда, когда об этом пойдет речь. Более подробно об образе мира можно узнать из книг А.Андреева «Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии», и «Магия и культура в науке управления».
В этой книге я хочу описать свое понимание целительства, которое сложилось у меня в результате многолетней учебы у различных народных целителей и знахарей и своего, опыта работы народным целителем.